Каждый верит в собственные глюки
Академик Сергей Инге-Вечтомов утверждает, что человек как биологический вид практически закончил свою эволюцию.
Эволюция закончилась, поскольку отбор в человеческом обществе утратил роль основного фактора, ответственного за образование новых форм и выбраковку вредных мутаций. На этот ключевой вывод теории эволюции в XX веке сослался академик Сергей Инге-Вечтомов, заведующий кафедрой генетики и селекции Санкт-Петербургского госуниверситета, вице-президент Вавиловского общества генетиков и cелекционеров.
Инге-Вечтомов добавил, что «эволюция человека происходит в социальной сфере, решающая роль при этом принадлежит механизму, который называют «сигнальной наследственностью», она же – негенетическая преемственность или просто – культура». По словам академика, «основой сигнальной наследственности служит обучение и передача опыта следующим поколениям». Этот механизм известен и у животных, но только у человека он достиг подлинного совершенства.
www.nkj.ru
По материалам сайта Президиума РАН
А вообще, тема мне кажется дискуссионной: действительно ли с приходом высокоцивилизованного общества эволюция человека прекратилась, или же, всё-таки, нет. Мне лично кажется, что она продолжается.
Эволюция закончилась, поскольку отбор в человеческом обществе утратил роль основного фактора, ответственного за образование новых форм и выбраковку вредных мутаций. На этот ключевой вывод теории эволюции в XX веке сослался академик Сергей Инге-Вечтомов, заведующий кафедрой генетики и селекции Санкт-Петербургского госуниверситета, вице-президент Вавиловского общества генетиков и cелекционеров.
Инге-Вечтомов добавил, что «эволюция человека происходит в социальной сфере, решающая роль при этом принадлежит механизму, который называют «сигнальной наследственностью», она же – негенетическая преемственность или просто – культура». По словам академика, «основой сигнальной наследственности служит обучение и передача опыта следующим поколениям». Этот механизм известен и у животных, но только у человека он достиг подлинного совершенства.
www.nkj.ru
По материалам сайта Президиума РАН
А вообще, тема мне кажется дискуссионной: действительно ли с приходом высокоцивилизованного общества эволюция человека прекратилась, или же, всё-таки, нет. Мне лично кажется, что она продолжается.
Моё мнение: естественный отбор как итог борьбы за выживание, действительно, утратил по большей части свою значимость, в первую очередь, в результате развития медицины. Половой отбор до сих пор действует, но если изменение взглядов на отношения между полами пойдёт тем же курсом, что и сейчас (в первую очередь на Западе), то, по каким признакам он происходит, может измениться радикально и довольно непредсказуемо. В то же время, в ближайшем будущем усилится роль исскуственной эволюции, как из-за развития генной инженерии, так и из-за того, что медицине придётся бороться с последствиями исчезновения фактора естественного отбора.
В общем, да, естественный отбор стал гораздо менее естественным. Однако он по-прежнему существует, т. к. одни свойства оказываются полезны, а другие вредны. Другое дело, что это не те свойства, которые посчитались бы положительными, живи мы на природе.
А генная инженерия может ещё и скажет своё веское слово.
одни свойства оказываются полезны, а другие вредны
Я вот долго думал, какие свойства сейчас для человека могут быть настолько вредны, чтобы он умер, не оставив своих генов. Кажется, медицина уже почти всё поборола
А генная инженерия может ещё и скажет своё веское слово
Это да, и слово это, боюсь, прогремит так громко, что мало не покажется
В какую сторону?
Я вот долго думал, какие свойства сейчас для человека могут быть настолько вредны, чтобы он умер, не оставив своих генов. Кажется, медицина уже почти всё поборола
Ну, существуют ещё и летальные мутации, с которыми дети вообще не выживают. А кроме того есть ещё не столь явный отбор просто по признакам. Например, по росту (предпочитают высокий), по чертам лица (предпочитают более тонкие черты и более симметричные лица), по интеллекту (предпочитают повыше), по стрессоустойчивости и т. д.
2Elsa.:
Вот в какую сторону, не знаю. Что значит, в какую сторону? В сторону грацильности, меньшего полового деморфизма, большей скорости обработки информации... К чему это в конечном итоге приведёт, без понятия.
Я, в принципе, согласна. Вот бы кто хоть предположил этот самый итог (если он вообще будет)...
Ну это всё-таки уже половой отбор... хотя это мелочи.
Половой... но он же и естественный.
Elsa.
Вот бы кто хоть предположил этот самый итог (если он вообще будет)...
Ну, можно попробовать.
период детства ещё больше удлинится
А как же акселерация?!
Передерутся из-за выбранного пути и вымрут.
Акселерация относится в первую очередь к физиологическому созреванию. Период психологического детства/юности с взрослением цивилизации увеличивается. Ещё не так давно в тринадцать-пятнадцать лет мужчины начинали работать, а женщины - рожать.
Некоторые и сейчас начинают. Не понимаю, почему сие должно быть критерием психологической зрелости. Зрелость - это когда рожать начинают? или работать?
Совершенно верно.
brannt
Мне вот так кажется, что в обозримом с биологической точки зрения будущем человечество научится само выбирать направление эволюции.
Мне кажется, оно будет только так думать.
Elsa.
Передерутся из-за выбранного пути и вымрут.
Передраться могут, а вымрут едва ли. Человечество живуче.
Я вполне допускаю вымирание человечества, благо менее живучего существа, чем человек, не знаю. Убрать даже частично блага цивилизации - и сдохнет оно сразу же, это человечество.
Совершенно верно.
А ответы на мои вопросы?
Я вполне допускаю вымирание человечества, благо менее живучего существа, чем человек, не знаю. Убрать даже частично блага цивилизации - и сдохнет оно сразу же, это человечество.
Каждый человек в отдельности очень слаб, а человечество в целом очень живуче. Если убрать блага цивилизации, многие индивидумы погибнут, да, но человечество попросту создаст их заново. Заново пройдут те три тысячи лет, что отделяют нас от времён бронзовых мечей и шлемов, и всё с небольшими изменениями повторится.
А ответы на мои вопросы?
Это критерий психологической зрелости хоть и не универсален (для каждого конкретного индивида), но в общем верен. Всё-таки с появлением собственной семьи и материальным обеспечением её заканчивается период обучения. Мозг теряет способность к лёгкому обучению при достижении определённого возраста. Создание семьи в среднем относится тоже к этому же возрасту. У более цивилизованных народов он выше, у менее - ниже. Если в древности к 15 годам люди осваивали уже всё, что было нужно, то сейчас осваивают едва ли к 25. Где-то в сети читала большую книгу на эту тему, но уже не помню, где.
Мутаций становится много больше, с одной строны из за несколько подавленного иммунинтета, с другой стороны из за пресса мутагенов, с третьей из-за большого количества людей. И достижения цивилизации играют тут злую шутку, позволяя многим нежизнеспособным выживать и даже дпавать потомство...
Как я написал выше, человечество присопсабливается само к себе. Многие специалисты отмечют возрастание роли правого полушария мозга и пророчат скорое отщепление от гомосапиенса нового вида - Homo doctus, человек ученый. Этот, внешне малоотличный, человек будет отличен от сапиенса работой мозга и ЦНС. Ну, что такое доминирование правого полушария - легко понять, это будут люди, склонные преимущественно к гуманитраным наукам, эмоциональные, артистичные. Боюсь, с приходом доктуса нас ожидает упадок интереса к наукам точным и естетсвенным, физика, химия, биология, математика - уйдут на второй-третий план, человечество потеряет интерес к объективному познанию мира, возможно - потеряет интерес к космосу, к технологиям, зато буйным цветом расцветут всякие эзотерики, философии, учения и прочее такое всякое... Ну, попутно еще литература, музыка, живопись. Люди будут более озабочены внутренним миром себя и других, чем внешним.
Не вижу объективных причин для такой уверенности.
Это критерий психологической зрелости хоть и не универсален (для каждого конкретного индивида), но в общем верен. Всё-таки с появлением собственной семьи и материальным обеспечением её заканчивается период обучения. Мозг теряет способность к лёгкому обучению при достижении определённого возраста. Создание семьи в среднем относится тоже к этому же возрасту. У более цивилизованных народов он выше, у менее - ниже. Если в древности к 15 годам люди осваивали уже всё, что было нужно, то сейчас осваивают едва ли к 25. Где-то в сети читала большую книгу на эту тему, но уже не помню, где.
А почему при всем при этом "удлинится период детства"?
Многие специалисты отмечют возрастание роли правого полушария мозга и пророчат скорое отщепление от гомосапиенса нового вида - Homo doctus, человек ученый.
Что-то сомнительно, что уж прямо новый вид образуется. Скорее уж просто повысится его роль у человечества в целом. С другой же стороны, всё это (интерес к философии, искусствам, актёрскому мастерству при отсутствии интереса к естественным и точным наукам) уже было давно когда-то. Может, просто очередной цикл, а потом всё опять поменяется?..
2Elsa.:
Не вижу объективных причин для такой уверенности.
А просто человек остаётся собой. Его куда тянуло, туда и тянет. Как мозг работал, так и работает. А потому и результаты будут повторяемы.
А почему при всем при этом "удлинится период детства"?
Требуется больше времени на обучение, а обучение хорошо проходит при пониженной самостоятельности и повышенном доверии к другим, т. е. в детстве. Ребёнок же не стремится занять место в иерархии взрослых, он склонен повторять всё за взрослыми, копировать их поведение, перенимать их мысли и взгляды, он не претендует на самостоятельность. Именно этот смысл вкладывается тут в понятие детства. В этом же смысле сильно удлинённое детство у домашних животных, что обеспечивает их послушность и признание хозяина более высоко стоящим в иерархической пирамиде.
Это почему же? Раньше в 7-8 лет в школу отдавали, теперь и в 6 могут туда спровадить. И получается, что в университетах 16-летние учатся.
Именно этот смысл вкладывается тут в понятие детства
Тогда оно заканчивается еще до поступления в вуз.
Это почему же? Раньше в 7-8 лет в школу отдавали, теперь и в 6 могут туда спровадить. И получается, что в университетах 16-летние учатся.
Человек учится не только в школе или ВУЗе. Тут важен не возраст формального поступления-окончания учебного заведения, а возраст окончания реального обучения.
Тогда оно заканчивается еще до поступления в вуз.
Гы! Это тебе, видимо, кажется, что поступившие в ВУЗ люди такие умные и взрослые.
Вот поискала и не нашла той замечательной книги. Увы, совсем не помню её автора. Пара мелких заметок по теме вот и вот.
Пролонгированное детство - один из важнейших факторов становления гармоничной интеллектуально развитой личности.
Фактически, сейчас мы наблюдаем две тенденции - акселерацию с одной стороны, скорейшее физиологическое созревнаие, и еще большее пролонгирование детства, с другой стороны, принимающее порой формы инфантилизма у вполне взрослых людей. Люди отодвигают свою границу начала взрослой самостоятельной жизни, со всеми ее тяготами и личной ответственностью все дельше и дальше. Пару сотен лет назад юноша 18 лет был достаточно зрелым, во всех смыслах, чтобы содержать семью, иметь детей, защищать родину и т.д. Умел достаточно, знал достаточно, имел достаточную трезвость и зрелость суждений, и достаточно же развитую сознательность. Теперь же имеем то, что юноши становятся достаточно крепкими и развитыми еще лет в 15. При этом линостно зрелыми многие не становятся и к 20... и к 25... С одной стороны людям нужно больше знать и уметь, чем 100-200 лет назад. С другой стороны, социум стал стрессонасыщеннее, информационно насыщеннее, требовательнее к личности. И личность дольше готовится к самостоятельной взрослой жизни (и не каждой это удается).
Anrielle Ну, ты же знаешь, всегда есть радикалы, которые будут утверждать, что это именно новый вид. Они уже сейчас говорят, что образ мышления доктусов будет НАСТОЛЬКО отличен от нашего, что мы чуть ли не будем находить общего языка... Может и очередной цикл... Кто знает? Это все пока лишь догадки. Но правополушарность пока что и правда возрастает.
Но правополушарность пока что и правда возрастает.
Вопрос, была ли правополушарность меньше, например, во времена ранней или средней античности? Если нет, то, имхо, и оснований для столь далеко идущих выводов тоже нет.
Однако возрастающая эмоциональность людей, затмевающая здравый смысл и логику - на лицо
Кстати, в социумен наблюдается еще одна интересная картина: если последние несколько десятков лет в мире фиксировалась возрастающая толерантность, лояльное отношение ко многим мнениям и точкам зрения, то сейчас наблюдается возрастание нетерпимости и жесткого отношения к оппонентам во взглядах. Люди все чаще жаждут "крови" инакомыслящих.
Однако возрастающая эмоциональность людей, затмевающая здравый смысл и логику - на лицо
В сравнении с древними греками она не кажется возрастающей, вот в чём прикол... В сравнении с тем, что было несколько десятков лет назад, - да, но что такое несколько десятков лет для эволюции?.. Думаю, только через тысячу лет будет понятно, действительно ли идёт процесс повышения влияния правого полушария, или же это мимолётный всплеск, а развитие вцелом остаётся в том же направлении.
Кстати, в социумен наблюдается еще одна интересная картина: если последние несколько десятков лет в мире фиксировалась возрастающая толерантность, лояльное отношение ко многим мнениям и точкам зрения, то сейчас наблюдается возрастание нетерпимости и жесткого отношения к оппонентам во взглядах. Люди все чаще жаждут "крови" инакомыслящих.
Это да, есть такое. Однако я в усматриваю локальные исторические причины этого явления, такие как экономический и политический кризисы и т. д. Тема сама по себе интересная, но, имхо, её следует рассматривать скорее уж в контексте исторических наук, социологии, политологии... Т. е., изменения природы самого человека не наблюдается, наблюдается изменение окружающей среды, а изменение поведения и взглядов людей лишь временная реакция на временный раздражитель.
Впрочем, я сразу говорил, что это - мнение "некоторых специалистов", а не мое. Отстаивать его истинность, тем более не имея нужных материалов, я не намерен
Про локальные причины - это так, и это тоже есть.
Хотя склонен считать, на основании того, что наблюдаю, что роль правого полушария все-таки возрастает. Интерес к точным и естественным наукам действительно ослабевает, и все нынешние потуги НАСА привлечь внимание к марсианской программе и рядом не валялись с Советским Луноходом и программой Аполлон. Люди скорее будут слушать россказни всяких "открываетелей истин" от "запрещенной археологии", чем настоящих археологов, охотнее примут бредни креации, чем ТЭ. Хотя бы потому, что и запрещенные археологи и креационисты взывают к чувствам, приводят argumentum ad homini, а не базируются на безупречной научной логике. А чувства сейчас на подъеме...
Это всё бесспорно наблюдается. Факт есть факт. Сомнения могут быть лишь в причинах этого явления: биологические они, или же, всё-таки социально-политические (крушение биполярного мира, дискредитация ведущих идей и т. д.).
Биолоигческие и социально-политические причины видятся мне в тесной взаимосвязи, в комплексе, активно влияющими друг на друга и вместе - на человека, как вид и как социум. Банально, вырабатываются новые формы поведения, смещаются акценты и приоритеты приводящие к успешности личности: личность с набором качеств идеала средневековья или тем более палеолита - сейчас рискует оказаться вне закона. Хотя нельзя умалять и гибкости и адаптивности нервной системы, роли воспитнания. С другой стороны, нельзя и умалять вытекающего из гибкости же такого свойства ЦНС человека, как нестабильность, склонность к "поломкам", особенно на самом высоком уровне...
Короче, все это очень непросто, если начать препарировать эту тему
Банально, вырабатываются новые формы поведения, смещаются акценты и приоритеты приводящие к успешности личности: личность с набором качеств идеала средневековья или тем более палеолита - сейчас рискует оказаться вне закона. Хотя нельзя умалять и гибкости и адаптивности нервной системы, роли воспитнания.
Именно воспитания. Личность из средневековья, воспитанная в наше время, скорее всего, вообще не отличалась бы от нас, а личность из палеолита, как мне кажется, отличалась бы лишь лёгкой "тормознутостью". Право же на проявление агрессии, всё же, в большой степени зависит от воспитания, при условии, что человек не болен психопатией и прочими подобными расстройствами.
Короче, все это очень непросто, если начать препарировать эту тему
Это да. В этом мире вообще всё непросто...
Впрочем - важное подмечено - воспитание, адаптация сознания дает человеку куда больше гибкости, чем биологические изменения в пределах вида.