Каждый верит в собственные глюки
«Человек не был создан по образу и подобию»
Отрывок:
читать дальше– Американские психологи из Йельского университета недавно опубликовали ряд исследований, посвященных как раз причинам неприятия эволюционных представлений в обществе. Психологи пришли к выводу, что эволюционные представления противоречат некоторым врожденным склонностям человеческой психики. Проводились тестирования детей, в возрасте от двух до четырех лет, было показано достаточно строгими научными методами, что детям свойственно приписывать всем объектам окружающего мира цель и причину существования. Дети убеждены, что все вещи кто-то создал. Если ребенка спросить, откуда взялись тучки, камни, червячки, то обычно первое, что приходит в голову ребенку – это то, что кто-то зачем-то это сделал. Такое поведение психологи называют неупорядоченной телеологией (целеполаганием). Ребенок в возрасте одного года, когда еще не умеет говорить, он уже имеет определенное представление об окружающем мире. Например, ребенок знает, что тяжелые предметы падают вниз. Дети до определенного возраста с трудом верят, что земля круглая, потому что они не могут понять, почему же люди, которые на нижней стороне, почему они не падают вниз. Поэтому в Америке полностью дети усваивают концепцию о круглой земле висящей в пустоте только в возрасте 8-9 лет, а до этого в нее вносятся всякие искажения.
Кроме того, конечно, большую роль играет то, что именно биология из всех наук наиболее резко входит в противоречие с религией. Казалось бы, компромисс между наукой и религией может быть найден. Собственно, он был предложен еще в XIX веке современником Дарвина и соавтором теории эволюции на основе естественного отбора Альфредом Уоллесом. Он предложил рассматривать естественный отбор в качестве движущей силы эволюции и опубликовал об этом статью одновременно с Дравиным. Но дело в том, что Уоллес был убежден в том, что материальная сторона человека возникла естественным путем в ходе эволюции, а вот духовная сущность человека, его разум, эмоции, память, чувства - это все имеет другую природу. То есть животное естественным образом эволюционировало, а Бог вдохнул душу в него душу. И до последних десятилетий это, в общем, устраивало всех – и ученых-биологов, и верующих людей. Потому что научными методами мало, что можно было выяснить о природе человеческого мышления, психики, о высших психических функциях человека.
– Что же изменилось в последние десятилетия?
– Стала быстро развиваться нейробиология – наука о мозге, появились новые методы, позволяющие следить за работой чуть ли не отдельных нейронов, например, томография. Человек сидит, думает о чем-то, а ученые смотрят, какие в мозгу нейроны при этом работают. Потом активно стала развиваться сравнительная этология, то есть изучение поведения животных. И тут выяснилось, что шимпанзе, например, делают орудия труда. Получается, что ученые очень быстро в течение последних десятилетий стали проникать в самое святое, что есть в человеке. И сегодня уже хорошо изучены эмоции и память. Мы сейчас вполне определенно можем сказать, как память работает, какие молекулы участвуют в ее работе, какие гены ответственны за ее развития, какие изменения происходят в нервных клетках.
За исследование работы памяти дали несколько Нобелевских премий. Оказалось, что для формирования памяти на самом деле достаточно простейшей системы из трех нервных клеток. Три нервные клетки, определенным образом соединенные друг с другом, уже способны выполнять функции памяти и кратковременной, и долговременной. И в связи с этими последними открытиями старый конфликт – между наукой и верой – разгорается с новой силой.
Для большинства верующих людей очень трудно принять, что человеческий разум, который всегда считали областью духовной, тоже имеет материальную природу и совершенно явные эволюционные корни, а эти корни уходят к животным. На этом болезненном конфликте уже стали играть политики. Сейчас некоторые из кандидатов в президенты США строят свои предвыборные кампании на том, что они выступают против эволюции. А это приводит к ожесточению конфликта.
Даже конфликт между религией и ТЭ можно объяснить с точки зрения ТЭ.
Отрывок:
читать дальше– Американские психологи из Йельского университета недавно опубликовали ряд исследований, посвященных как раз причинам неприятия эволюционных представлений в обществе. Психологи пришли к выводу, что эволюционные представления противоречат некоторым врожденным склонностям человеческой психики. Проводились тестирования детей, в возрасте от двух до четырех лет, было показано достаточно строгими научными методами, что детям свойственно приписывать всем объектам окружающего мира цель и причину существования. Дети убеждены, что все вещи кто-то создал. Если ребенка спросить, откуда взялись тучки, камни, червячки, то обычно первое, что приходит в голову ребенку – это то, что кто-то зачем-то это сделал. Такое поведение психологи называют неупорядоченной телеологией (целеполаганием). Ребенок в возрасте одного года, когда еще не умеет говорить, он уже имеет определенное представление об окружающем мире. Например, ребенок знает, что тяжелые предметы падают вниз. Дети до определенного возраста с трудом верят, что земля круглая, потому что они не могут понять, почему же люди, которые на нижней стороне, почему они не падают вниз. Поэтому в Америке полностью дети усваивают концепцию о круглой земле висящей в пустоте только в возрасте 8-9 лет, а до этого в нее вносятся всякие искажения.
Кроме того, конечно, большую роль играет то, что именно биология из всех наук наиболее резко входит в противоречие с религией. Казалось бы, компромисс между наукой и религией может быть найден. Собственно, он был предложен еще в XIX веке современником Дарвина и соавтором теории эволюции на основе естественного отбора Альфредом Уоллесом. Он предложил рассматривать естественный отбор в качестве движущей силы эволюции и опубликовал об этом статью одновременно с Дравиным. Но дело в том, что Уоллес был убежден в том, что материальная сторона человека возникла естественным путем в ходе эволюции, а вот духовная сущность человека, его разум, эмоции, память, чувства - это все имеет другую природу. То есть животное естественным образом эволюционировало, а Бог вдохнул душу в него душу. И до последних десятилетий это, в общем, устраивало всех – и ученых-биологов, и верующих людей. Потому что научными методами мало, что можно было выяснить о природе человеческого мышления, психики, о высших психических функциях человека.
– Что же изменилось в последние десятилетия?
– Стала быстро развиваться нейробиология – наука о мозге, появились новые методы, позволяющие следить за работой чуть ли не отдельных нейронов, например, томография. Человек сидит, думает о чем-то, а ученые смотрят, какие в мозгу нейроны при этом работают. Потом активно стала развиваться сравнительная этология, то есть изучение поведения животных. И тут выяснилось, что шимпанзе, например, делают орудия труда. Получается, что ученые очень быстро в течение последних десятилетий стали проникать в самое святое, что есть в человеке. И сегодня уже хорошо изучены эмоции и память. Мы сейчас вполне определенно можем сказать, как память работает, какие молекулы участвуют в ее работе, какие гены ответственны за ее развития, какие изменения происходят в нервных клетках.
За исследование работы памяти дали несколько Нобелевских премий. Оказалось, что для формирования памяти на самом деле достаточно простейшей системы из трех нервных клеток. Три нервные клетки, определенным образом соединенные друг с другом, уже способны выполнять функции памяти и кратковременной, и долговременной. И в связи с этими последними открытиями старый конфликт – между наукой и верой – разгорается с новой силой.
Для большинства верующих людей очень трудно принять, что человеческий разум, который всегда считали областью духовной, тоже имеет материальную природу и совершенно явные эволюционные корни, а эти корни уходят к животным. На этом болезненном конфликте уже стали играть политики. Сейчас некоторые из кандидатов в президенты США строят свои предвыборные кампании на том, что они выступают против эволюции. А это приводит к ожесточению конфликта.
Даже конфликт между религией и ТЭ можно объяснить с точки зрения ТЭ.
